Повороты судьбы Михаила Шевелёва

Поделиться:

Много выпустила из своих стен водителей автомобильная школа при автоколонне 1219, трудно сосчитать, но статистика эта явно в пользу профессионалов, которые ежедневно выходят на линию, чтобы доставить груз или людей до пункта назначения. Один из её достойных представителей житель села Казанского Михаил Шевелёв. Семнадцатилетним парнем он уже имел удостоверение водителя с категорией «С». Неподдельный интерес юноша проявлял к технике. Его просто завораживали габаритные грузовики, составляющие основную колёсную армию казанской автоколонны.

- ГАЗики, ЗИЛы, новенькие КАМАЗы, на всё это мы, мальчишки, смотрели, открыв рты, - вспоминает Михаил Борисович, - очень хотелось стать профессионалом и с лёгкостью управлять большой машиной.

Михаил вместе со сверстниками, дожидаясь своего восемнадцатилетия трудился в ПМК "Колхозстрой". Весна 1986 принесла радость взросления и вместе с тем, гражданскую ответственность.

Весенний призыв, под который попал Михаил Шевелёв, унёс его на колёсах поезда далеко от дома в солнечную Анапу, где в учебном центре готовили высококвалифицированных специалистов для охраны морских границ нашей Родины.

После учебки Михаил был распределён на Советско-Китайскую границу в село Джалинда Амурской области, где река Шилка впадает в величественный Амур. 

- Место это суровое с резким континентальным климатом, - вспоминает о годах службы Михаил Шевелёв, - лето жаркое и короткое, а зима длинная и холодная.

Именно по этой причине он вместе с товарищем из Новоселезнёво Алексеем Ващенко, вызвался  добровольцем обеспечивать охрану афганской границы, где всё ещё шли боевые действия. 

Месяц эшелон шёл с Дальнего Востока до южных рубежей. Отряд пограничников базировался в Термезе.

Ребятам  вверили охранять участок реки Амударьи от города до устья Пянджа.

Михаил Шевелёв – участник боевых действий в Афганистане. Именно "сторожевики" его погранотряда прикрывали с воды выход советских войск через знаменитый мост в местечке Хайратон. Как и положено морякам, три года Михаил отслужил в Советской армии с флотской спецификой.

Весной 1989 года, демобилизовавшись, вернулся в родное село. 

 Михаил стал работать на автомобиле ГАЗ-52.

 Целый год он "мотался" до Ишима и обратно, обеспечивая автоколонну запчастями и прочими материалами. От тяжёлых стартеров и других автомобильных узлов и комплектующих, которые приходилось грузить руками, "трещала" спина. В какой-то момент за Михаила вступился его друг Юрий Огнёв, который был старше на один год, и соответственно уже имел опыт работы, а самое главное, право голоса в коллективе.

- Может пора Мишке дать ЗИЛа? – предложил Юрий.

ЗИЛа Мишке всё же дали. И тут началось самое интересное. От безудержной радости свою машину молодой водитель холил и лелеял. Помимо внешнего лоска, Михаил привёл её, как говорится, в идеальное техническое состояние.

- Мы с Юрой сутками не спали, - вспоминает Михаил Шевелёв, - за ночь переставляли мотор. Тогда их было на выбор, бери после капиталки какой хочешь.

Вскоре Михаилу дали новую машину. "ЗИЛ"-тягач с прицепом исправно доставлял любой груз и материал для нужд народного хозяйства. Логистика автоперевозок строилась на её рентабельности. За ворота предприятия машина редко выходила без прицепа. Уголь, щебень, зерно, строительные материалы, ежедневно потоками перемещались в пункты назначения. В то время для всех автопредприятий актуальным был лозунг: "Порожний рейс – убыток государству!". Этим всё было сказано.

На протяжении трёх лет Михаил ходил в самые дальние и ответственные командировки: Москва, Поволжье, Урал, Сибирь. Всё было ладно и складно, но однажды произошёл несчастные случай, самое обидное, что уже опытный водитель попал в аварию, конечно же, не по своей вине.

- Дело было примерно в начале ноября, - вспоминает тот злополучный день Михаил Борисович, - я загрузился зерном, заехал на заправку, залил полные баки. А накануне прошёл ледяной дождь, дорога, как каток. Аккуратно выворачиваю на свою полосу, набираю обороты. Навстречу мне по обочине (тротуаров не было) идут две женщины. Видя их, встречная машина "Москвич-каблучок" притормаживает, водитель открывает окно и начинает с ними разговор. Тем временем, из-за бугра, напротив магазина "Придорожный" "вылетает" пассажирский автобус "КАВЗ". От неожиданности, что своя полоса занята, а по встречной движется грузовик, водитель резко жмёт на тормоза и его по гололёду "тащит" в мою сторону.

Удар пришёлся в левую часть машины. Автобус снёс стойку, пробил бензобак и отскочил в кювет напротив. От такого "объятия" тягач, скрючившись на дороге, вспыхнул, как свечка.          

- Я успел выскочить в правую дверь, - продолжает описывать события того дня Михаил Шевелёв, - смотрю, из пробитого бака бензин по асфальту течёт вниз по дороге, уже загорелись колёса прицепа, а самое страшное, что топливо текло дальше в сторону заправки.

Испугавшись масштабов аварии, Михаил забил тревогу. Операторы заправочной станции вызвали пожарную охрану и скорую помощь.

- В этой всей неразберихе, слышу голос "Помогите!", - продолжает водитель, - смотрю, в кювете одна женщина пытается потушить огонь на другой.

Как выяснилось, это были те два пешехода, что двигались навстречу тягачу и вступили в разговор с нерадивым водителем "каблучка", который, кстати, скрылся с места аварии. Бензин из пробитого бака обрызгал одежду мимо идущих женщин, на одной из них вспыхнула шуба из искусственного меха. Михаил, недолго думая, кинулся к ним на помощь.

Вот так закончился несчастный случай, в результате которого пострадали люди.  Самое печальное для водителя было то, что сгорела машина, а вместе с ней все документы. В то время на предприятие пришёл новенький КАМАЗ с кабиной цвета хаки. Красавец, глаз не отвести. Машину закрепили за опытным водителем, но спустя недолгое время, как сейчас говорят, работник и работодатель не сошлись во взглядах, и место водителя грузовика осталось вакантным.

- Принимай машину, - сказал начальник Михаилу Шевелёву.

- Я даже в отпуск не ходил, не мог допустить мысли, что кто-то другой сядет за руль моего "КАМАЗа", - вспоминает Михаил Борисович, - не было случая, чтобы оставил его не помытым после рейса. Даже, когда стояли в очередь на элеватор, успевал привести его в порядок.

И вновь Михаил вписался в график по перевозке грузов и материалов. Из Казанского до Ишима вёз зерно, обратно - щебень, уголь или строй материал. Когда началась бартерная система оплаты, обеспечивали сельское хозяйство стерневыми сеялками из Казахстана. Зимой возили лес из тайги. "КАМАЗ" для Шевелёва стал домом на колёсах, в нём был просторный спальник, оборудованный по последнему слову техники: газовая горелка для приготовления пищи, световые и отопительные прибор итак далее. Имелось всё, что нужно для комфортного автономного и длительного пребывания в автомобиле.    

Всегда исправный автопоезд Михаила Шевелёва перевёз тысячи тонн зерна, газопеноблоков, шифера, цемента, кирпича, из которых возведён не один дом в районе. Когда упали темпы строительства, поменялись способы доставки грузов, и снизилась покупательская способность населения, Михаилу предложили место в пассажирских автоперевозках.

- Сначала ездил по маршруту до Второпесьяного, потом до Челюскинцев, а затем стал подменным водителем до Тюмени, - рассказывает об очередной странице своей автобиографии Михаил Борисович, - так и "влился" в коллектив автобусников.

Несколько лет стабильности потряс очередной виток реформ и реорганизаций. В один момент местное автохозяйство уступило право другой фирме заниматься привычной деятельностью, которая формировала основной доход предприятия. Пришлось искать другую работу.

Зная безупречную репутацию Михаила, директор Казанской средней школы Ольга Собянина предложила ему должность водителя школьного автобуса. Михаил согласился. И вот он управляет этим транспортом уже на протяжении четырёх лет.

В салоне автобуса идеальная чистота. Всех своих юных пассажиров Михаил Борисович приучает к порядку, во время длительных перевозок назначает дежурных "по кораблю", один ответственный с левого борта, другой с правого. 

- Дети – это особый контингент, а современные дети, вообще, как будь-то с другой планеты, - в шутку говорит Михаил Борисович, - но я стараюсь находить с ними общий язык, и думаю, у меня это получается.

В начале этого года Михаил Шевелёв получил новый школьный автобус. В нём светло, тепло и уютно. Дети из Казанского, Новоселезнёво и других населённых пунктов уверены, что их доставят до пункта назначения во время, безопасно и с комфортом. 

Андрей Задорожных Фото автора