Стала мамой солдатским детям

Поделиться:

Война не обошла стороной  ни одну семью и оставила в душах людей шрамы на всю жизнь. На фронте погибали самые близкие люди – отцы, мужья, братья, сыновья. Но и в тылу было нелегко: от темна и до темна работали. Разница была только в том, что здесь  не свистели пули над головой и не рвались снаряды... Так говорила моя мама, у которой  было четверо детей.

Я хочу рассказать о старшей маминой сестре, Наталье Абрамовне Шемякиной (в девичестве Тагильцевой).  Её муж, Александр Иванович, был  военным и служил в разных местах. Наталья, как и полагалось жене военного, была всегда рядом с ним. Случилось так, что в 1938 году супруг  умер. Похоронив его, тётя  Наташа приехала в село Смирное к  маме Евдокии Матвеевне.

Горе пришло ещё в один дом. Овдовел мужчина. У него на руках остались четверо детей: три девочки в возрасте трёх, пяти  и семи лет,  и мальчик 11 месяцев. Фёдор Николаевич  стал сватать  Наташу. Все родственники были против их союза, но она сказала, что пожалела детей. Её сынок умер от кори в возрасте одного года. 

Фёдор и Наталья  сошлись перед самой войной. С фронта глава семейства  не вернулся, погиб в январе 1941-го под Ленинградом. Тётя Наташа заменила детям и мать, и отца.

 После того, как  отец детей погиб, Наталье  предлагали сдать детей в детский дом, хотя бы двух. Но она не смогла. Говорила, что полюбила всех их, как родных.

 Она много рассказывала о тех трудных годах. Мне особенно запомнились два случая.

Однажды пятилетний Володя забежал с улицы домой весь в слезах и говорит: "Мама, там тётенька сказала, что ты нам – не мама".

Что ответить малышу? Как поступить? В это время у них в гостях была соседка. Она и говорит: "Ты что, Вовка, как – не мама?!  Ты посмотри, у тебя и глаза мамины!". Мальчуган вытер  слёзы, посмотрел маме в глаза и сказал: "И правда, мама!"

В другой раз старшая девочка Рая вечером оделась и сказала, что пойдёт к подружке ночевать. Мать, конечно, была против этого, но девочка настаивала на своём. Нужно было как-то её отговорить. Настоящая мать найдёт нужные слова, чтобы убедить ребёнка.

– Ну, хорошо, – сказала Наталья, давай отцу на фронт напишем. Если он разрешит, будем ходить к подружкам ночевать, а малыши пусть дома одни спят. Рая посидела, подумала и говорит: "Нет, мама, мы не будем папке про это писать. Я не пойду и тебя не отпущу". Разделась и легла спать.

Время шло. Дети росли. Наташа хорошо шила  платьица, штанишки,  верхнюю одежду. Дети были ухоженные, одетые. Она в них вложила всю свою душу. А когда была на работе, за детьми присматривала её мама.  

Дети окончили школу, получили образование и нашли своё место в жизни. Раиса,  окончив пединститут, по распределению попала в Сорокинский район, с. Ворсиха. Работала в школе, вышла замуж.  В семье родились 5 детей.

Её сестра Валентина окончила торговый техникум, проживала с семьёй под Тюменью. У неё было четверо детей, у младшей, Тамары, – трое, у Владимира – один сын. Все обосновались  в Тюмени.

Тётя Наташа осталась жить в Смирном. Дети её навещали, потом и с внуками. Тамара даже дочку ей старшую привозила, и она  жила у бабушки около двух лет.

Раиса  вместе с мужем  звали маму Наташу жить к себе, благодарили её за всё, что она для них сделала. Она долго не соглашалась  уезжать со своей малой родины и решилась на  переезд  уже в преклонном возрасте.  Мы навещали  её. В их доме на видном месте всегда висели три портрета:  мамы, которая родила, отца и мамы, которая вырастила. Это очень трогательно…

Тётя Наташа у них прожила 5 лет. Умерла в 1997 году в возрасте  97 лет. Считаю, что она совершила подвиг, вырастив этих сироток в такое трудное время. Светлая память о ней будет жить в наших сердцах.

 

Т. Поддубских

с. Гагарье