Прокурорский надзор

Поделиться:

Об изменениях в правилах пересечения несовершеннолетними государственной границы  

Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации может выехать из Российской Федерации в следующем порядке:

1) совместно с одним из его законных представителей.

Условие: отсутствует заявление о несогласии на такой выезд, поданное другим законным представителем;

2) без сопровождения своих законных представителей.

Условие: ребенок должен иметь при себе нотариально оформленное согласие одного из законных представителей на выезд (могут быть указаны срок выезда и государство (государства), которое (которые) он намерен посетить) и загранпаспорт или в соответствии с международным договором Российской Федерации свидетельство о рождении для не достигших возраста 14 лет/внутрироссийский паспорт.

Основание: ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В Указе Президента РФ от 22.11.2023 N 889 "Вопросы гражданства Российской Федерации" содержится перечень документов, которые подтверждают наличие гражданства Российской Федерации. Так, например, если для выезда из России допустимо использовать свидетельство о рождении, на нем должна быть отметка (штамп), подтверждающая наличие гражданства Российской Федерации, проставленная должностным лицом органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, с печатью этого органа.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

20.01.2024

Расширен перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении образовательными учреждениями, реализующими профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

В качестве индивидуальных достижений рассматривается:

1) прохождение:

- военной службы по призыву,

- военной службы по контракту,

- военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации,

2) пребывание в добровольческих формированиях в соответствии с контрактом о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области;

3) иные индивидуальные достижения, определенные порядком приема приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Случай, когда индивидуальные достижения, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, подлежат учету: численность поступающих превышает количество бюджетных мест.

Основание: ч. 4.1. ст. 68, ч. 8 ст. 55, ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования".

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

23.01.2024

Алкогольная продукция и несовершеннолетние: о чем нужно знать

Не допускается:

- потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними;

- продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Основание: пп. 11 п. 2 и п. 7 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Родители, которые покупают указанную продукцию, предлагают ее несовершеннолетнему, пусть даже в праздник, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Так, ст. 6.10 КоАП РФ установлена ответственность совершеннолетних лиц, которые вовлекают (т.е. способствуют появлению желания) несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Мера ответственности: административный штраф, размер которого зависит от того, кем совершено правонарушение - 4-5 тысяч рублей для родителей, законных представителей и лиц, исполняющих обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних. Для всех остальных размер наказания варьируется от 1,5 до 3 тысяч рублей.

По такому же принципу размер наказания по ст. 151 УК РФ больше для тех, кто исполняет по отношению к несовершеннолетним какие-либо обязанности (родители, попечители и т.д.). Статья 151 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, включая употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции. Важным признаком является систематичность употребления.

Если несовершеннолетний (возраст до 16 лет) находится в состоянии опьянения либо потребляет (распивает) алкогольную и спиртосодержащую продукцию совершается административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.22 КоАП РФ. Ответственность в таком случае несут родители или иные законные представители несовершеннолетних посредством уплаты административного штрафа (от 1,5 до 2 тысяч рублей).

Появление лиц, достигших 16 лет, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечёт наложение штрафа в размере от 500 до 1500 рублей (ст. 20.21 КоАП РФ).

Для лиц, достигших 16 лет, установлена административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1500 рублей за распитие алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом (в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно- оздоровительных и спортивных сооружениях и т.д.) (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ).

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

01.02.2024

 

О статусе многодетных семей в соответствии с Указом Президента от 23.01.2024 № 63

Многодетная семья в Российской Федерации определяется как семья, имеющая трех и более детей. Такой статус устанавливается бессрочно, подтверждается удостоверением, что следует из Указа Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей"

Ограничения при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям:

Срок предоставления - до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Меры социальной поддержки:

- предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей;

- предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений;

- предоставление в приоритетном порядке права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с условиями, установленными законодательством Российской Федерации;

- профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости;

- досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей;

- предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты, если действуют региональные льготы;

- содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры (абзац восьмой подпункта "а" пункта 6 Указа № 63), если имеются региональные льготы.

- право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, которые определены в субъектах Российской Федерации.

По Указу Президента на региональном уровне рекомендовано расширить перечень мер. Так, например, в Тюменской области возможно введение мер поддержки по обеспечению детей школьной и спортивной формой.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

07.02.2024

 

Административная ответственность за нарушения в сфере административного надзора

Административный надзор - наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей в соответствии с Федеральным законом.

Важная задача: профилактика правонарушений и преступлений.

Кто осуществляет: органы внутренних дел.

Круг лиц, которые могут стать поднадзорными, обозначен в ст. 3. Таким может быть, например, совершеннолетнее лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Ограничения устанавливаются в каждом случае индивидуально, на основании ст. 4. Так, всегда назначается обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Периодичность: от одного до четырех раз в месяц, определяется судом с учетом обстоятельств.

Обязанности определяются в ст. 11 указанного ниже закона, это составляющая правового статуса поднадзорного лица. К примеру, есть обязанность допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Правовая основа: Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Суд устанавливает административные ограничения в своем решении, обязанности возникают в силу указанного ранее закона. Если лицо не соблюдает ограничения либо не выполняет обязанности (без признаков соответствующего преступления – ст. 314.1. УК РФ), в том числе неоднократно, возможно привлечение к административной ответственности по соответствующей части ст. 19.24 КоАП РФ, возможные виды наказания по данной статье: штраф, обязательные работы, административный арест.

Также важные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 40 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре". Например, важно устанавливать вступило ли в законную силу решение суда по административному делу об установлении либо о продлении административного надзора на момент несоблюдения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленных этим решением административных ограничений и не истек ли на тот момент срок административного надзора.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

13.02.2024

 

Гражданский иск в уголовном процессе

Гражданский иск в рамках рассмотрения уголовного дела – это заявленное при производстве по уголовному делу требование физического или юридического лица о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого.

Основание для предъявления гражданского иска - причинение преступлением вреда (в т.ч. морального) потерпевшему.

Сроки предъявления: после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

Случаи предъявления иска прокурором: в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Сроки отказа от иска: в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Правовые последствия отказа от гражданского иска: прекращение производства по нему.

Общее правило: гражданский истец (его представитель)участвует в судебном разбирательстве. Иначе – оставление иска без рассмотрения. Указанное не лишает истца права предъявить требования в порядке гражданского судопроизводства.

Суд вправе рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца, если:

1) об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель;

2) гражданский иск поддерживает прокурор;

3) подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском.

При вынесении приговора суд в резолютивной части указывает решение по гражданскому иску, которое может быть отменено в случае допущения нарушений при рассмотрении иска. При необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

13.02.2024

 

Об изменениях в вопросах предоставления технических средств реабилитации

Инвалиды вследствие военной травмы, полученной в результате участия в специальной военной операции, смогут получить технические средства реабилитации без подачи заявления.

Так, в отношении инвалида вследствие военной травмы, полученной в результате участия (содействия выполнению задач) в ходе СВО (боевых действий), или вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, уполномоченным органом в срок не позднее чем через 5 рабочих дней со дня поступления из федерального учреждения, проводящего медико-социальную экспертизу его программы реабилитации, принимается решение о приобретении технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту с использованием электронного сертификата.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2024 № 69 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240".

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

05.04.2024

 

О внесении изменений в порядок переустройства и перепланировок жилых помещений

С апреля 2024 года вступают в силу изменения, внесённые в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".

Перепланировка помещения в многоквартирном доме - изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Переустройство помещения в многоквартирном доме - установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие также внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

С апреля этого года после завершения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме заявитель направляет в орган, осуществляющий согласование (орган местного самоуправления), уведомление о завершении указанных работ и технический план (в случае перепланировки). Если после перепланировки образовалось новое помещение, то к указанным документам необходимо приложить сведения об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

После получения данного уведомления уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней со дня его получения, утверждает акт приемочной комиссии, подтверждающий факт переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Переустройство помещения в многоквартирном доме считается завершенным со дня утверждения акта. Перепланировка помещения в многоквартирном доме считается завершенной со дня внесения сведений об изменениях в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровый учет и государственная регистрация прав на переведенное либо перепланированное помещение осуществляется по заявлению органа местного самоуправления.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

05.04.2024

 

О распространенных мерах ответственности за несоблюдение требований в области пожарной безопасности

Остановимся на самом распространённом положении – ст. 20.4.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Нарушение требований пожарной безопасности.

Для законного привлечения к ответственности нужно установить, что конкретно из правил было нарушено или не выполнено.

Базовые нормы в области пожарной безопасности определены в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

На основании ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.

Из указанного следует, что требования пожарной безопасности содержатся в большей степени в подзаконных актах, в сводах правил, в строительных нормах и правилах и других нормативных актах.

Для привлечения к ответственности по общему правилу достаточно установления факта допущения нарушений. Например, при использовании открытого огня в условиях особого противопожарного режима (устанавливается по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях) на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Наличие последствий необходимо при привлечении к ответственности по ч. 6, 6.1. рассматриваемой статьи. Так, нарушение требований пожарной безопасности, повлекших возникновение пожара и повреждение чужого имущества влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Санкцией статьи, в зависимости от квалификации, чаще предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Так, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности (есть исключения – специальные составы),влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц –от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

01.04.2024

 

Разъяснение положений жилищного законодательства: о маневренном фонде

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено создание специализированного жилого фонда, в который, в частности, входят помещения маневренного фонда.

Маневренный фонд представляет собой государственные или муниципальные жилые помещения, которые могут быть оперативно предоставлены гражданам, вынужденно оказавшимся без единственного жилья.

Такие жилые помещения предоставляются для временного проживания, при наличии обстоятельств для предоставления такого помещения, категории указаны в ст. 95 ЖК РФ. Так, например, гражданин может получить жилое помещение из маневренного фонда на период проведения капитального ремонта в муниципальном жилье, которое предоставлено ему по договору социального найма.

Основанием для предоставления помещения является решение о его предоставлении со стороны государственного или муниципального органа.

Для непосредственного предоставления жилого помещения в нормативном состоянии из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 100 ЖК РФ.

Статьей 106 ЖК РФ установлены специальные правила применительно к временному ограничению действия такого соглашения – окончание периода связывается с устранением обстоятельств, вызвавших необходимость в предоставлении жилого помещения из маневренного фонда. Например, в приведенном случае с капитальным ремонтом, окончание периода действия договора определяется завершением соответствующих ремонтных работ.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

05.04.2024

 

Об изменениях в жилищном законодательстве в связи с позицией Конституционного суда

Внесены изменения в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, смогут при соблюдении условий рассчитывать на заключение договора социального найма вне очереди. Также для временного проживания может заключаться договор найма жилого помещения маневренного фонда до завершения расчетов с такими гражданами либо до предоставления жилых помещений, но не более чем на два года.

Изменения в законодательстве связаны с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.2023 № 20-П: неконституционным признано прежнее регулирование, которым не решался вопрос об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

05.04.2024

 

О введении особого противопожарного режима в Тюменской области

5 апреля 2024 года в Тюменской области введен особый противопожарный режим.

Основные запреты:

- посещение лесов (по общему правилу);

- проведение пожароопасных работ (сжигание травы, мусора и т.п., сельскохозяйственный пал, разведение костров в полях)

- использование пиротехники.

Частью 2 ст. 20.4. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Правовая основа: Постановление Правительства Тюменской области от 03.04.2024 № 199-п, подробнее: http://publication.pravo.gov.ru/document/7200202404030004?index=1

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

08.04.2024

 

Об обязанностях граждан в сфере пожарной безопасности

Основные обязанности:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Во исполнение этих обязанностей в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации закреплено (для любых физических лиц): при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении, на территории (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

1. немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану, указав место, наименование объекта, место возникновения пожара, свою фамилию;

2. принять меры по эвакуации людей либо меры по тушению пожара в начальной стадии, только при следующем условии: нет угрозы жизни и здоровью людей.

Также граждане обязаны:

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Правовая основа: ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Помощник прокурора

Казанцева А.П.

08.04.2024